Главная » Авторские сборники афоризмов и эпиграмм » Мысли и заметки. Смирновский П. С.

📑 Мысли и заметки. Смирновский П. С.

   

Мысли и заметки

Ничего нет легче, как порицать все, даже истинно-прекрасное; и ничего нет труднее, как хвалить, достойное хвалы.

Зло, может сделать всякий; но добро — только добрый.

Приятелей бездна, а друга — почти нет!

Жизнь без цели, — не жизнь.

Тот, кто не бережет своего здоровья в юности, еще в зрелых летах начинает испытывать недуги, которые едва выносимы под старость.

Скука — известна только тем, которые ничего не делают.

Молитва с верою — спасает от всякого несчастия.

На свете ни к чему так скоро нельзя привыкнуть, как к пороку; от которого отвыкать уже трудно, как от всякой вообще привычки.

Истинно храбрый человек, — менее всего говорит о храбрости.

У кого много долгов, — тот дурно спит.

Веселый характер, — признак доброй души.

Леность, такой порок, который за собой ведет, поодиночке, все пороки.

Не быть целый день на воздухе, все равно, что быть больным — и не лечиться.

Чтобы вполне владеть собою, должно стараться, — ни к чему не привыкать.

Кто живет только для земной жизни, тот теряет жизнь вечную.

Помня смерть, — нельзя делать зла.

Лицемер — последний человек в обществе.

Богатство, — еще не есть счастие.

Вежливого человека — все любят.

Характер, — никогда не зависит от ума.

Бедному, на свете — и просторно, и тесно.

Наука — открывает всюду вход.

За добро — платит злом — только лютый злодей.

Трудовые деньги — всегда туго выходят из кармана.

Вино, — лекарство; его должно употреблять тошлько в необходимых случаях: как особого рода яд.

Жить на счет ближнего — все равно, что промышлять воровством.

Осторожность — во всем хороша.

Кто торопится — тот многое портит.

Страсть к чему-бы-то-ни-было — уже начало порока.

Лучший друг — свой ум.

Лучшее общество — книги.

Подавать без разбору милостину — все равно, что бросать деньги. Истинная милостина та, которая отдается чрез посредство общества известных благодетелей.

Тот, кто много обещает, верно — ничего не исполнит.

Тороватый — постоянно нуждается в деньгах.

Чтобы быть счастливу — должно быть всеми любимым.

Все, что делается вовремя — всегда и везде хорошо.

Свой глаз — всегда вернее чужих.

Распустить молву, всего скорее и легче, сказав кому-либо по секрету.

Лучший товарищ — товарищ детства.

Умеренность — во всем полезна.

Родина — самое приятнейшее место на всем земном шаре.

Богатство, случается, слывет за ум; но обратного — никогда не бывает.

Кто-бы нибыл как умен, но самые его близкие — редко замечают его ум.

Человек с безграничным честолюбием — опасен как огонь.

Эгоист (себялюбивый человек), не пронося обществу пользы, порицает все, кроме самого себя и своих дел.

Любить другого, как самого себя,– есть верх земного блаженства.

Тот, кто живет постоянно правдою, имеет постоянно — спокойную совесть.

Идти по пути правды — быть вечно в битве с нелюбящими её.

Высший, покровительствующий низшим, становится в ряды — отцев народа.

Высший, угнетающий низших — нестоит даже презрения.

Грубость и строптивость — верное средство к общей ненависти.

Обещать и не исполнить — равносильно краже: здесь пропадает важное — время у ожидающего.

Младший, непременно должен уважать в старшем, — весьма-важное — опытность.

Тот, кто рано начинает что-бы-то-ни-было, непременно, рано-же и оканчивает.

Всякое дело должно начинать во-время. От этого зависит — удача и неудача.

Природа нам дает все, как бы по смете, то-есть: ни больше, ни меньше. Но, у нас остается всегда право: расточить дарованное природою скоро и безрассудно, или своевременно и обдуманно.

Торопливость, кроме вреда, ничего и никогда не приносит.

Обдуманность — таже неторопливость.

Вспыльчивость должна охлаждаться — рассудком; иначе, она, переходит в периодическое сумасшествие.

Ум — свет, освещающий тму: тма не любит света потому, что при свете — ярко выказывается все грязное и отвратительное.

Правды не любят только те, которые — незнакомы с ней.

Прямая дорога, без-сомнения, лучше кривой; а, иные, идут и по последней. Ездят-же — все по прямой дороге, потому-что, здесь уже почти нет никакого своего труда.

Вежливость — ключь, отворяющий все замки общежития.

Лесть — тот-же порок.

Человек, удаляющийся обществ,– уже испытал непрочность земной жизни.

На земле прочны, только — молитва и добродетель.

Глупец виден из-далека: он несет свою голову, закинув назад, и воображая себя невесть-чем, несется со всех ног, расталкивая встречного и поперечного.

Пошлый глупец, делая тоже самое, имеет тихую, ровную, важную походку, и, всегда, сам себе удивляется, будучи доволен только одним собою.

Злость — равна лютости диких зверей: цель одна — истребление.

Невежда, мало-мальски понабравшийся образованности, под старость, в особенности, делается невыносимым своими поученьями. Он только и делает, что замечает ошибки других и кричит о своих познаниях, заимствованных, в течении жизни, от чужой образованности. Горе тем, кого уличит он в малейшей ошибке! тысячу раз он прокричит о том во всеуслышание…

Отвратительная наружность, уверяют, знак дурного сердца.

Обезображенное в старости лице, признак — распутно проведенной молодости.

Низко кланяются, — денег нет.

Не кланяются, — деньги есть.

Всем друг и брат — либо льстец, либо чудак.

Со всеми заносчив, — человек без воспитания.

Не отвечать на вежливость, вежливостью, — может только тот, кто не чувствует в себе достоинств.

Быть при богаче компаньоном, тоже, что быть человеком без имени.

Прощать проступки другим — наслаждение чистой души.

Собственно для себя и для своей загробной жизни, необходимо учредить ежедневный контроль своей совести.

Совесть всегда откликается на зов, и откликается голосом правды.

Чтобы жить, — должно ознаменовать жизнь добрыми делами.

Не сделать в течение суток никому добра, все равно, что проспать целые сутки.

Логический говорун — признак начитанности.

Просто говорун — признак болтуна.

Молчаливый, трудная загадка: простоты или ума!

Резкие черты лица — предположение гениальности.

Лицо, очень часто, верное отражение души; но отнюдь не в смысле красоты, которая, для мужчины, не составляет почти ничего.

Умная женщина — ищет души, а не наружности.

О приданом, в женитьбе, думают не надеющиеся на себя.

У кого нет собственной над собой воли, — он, непременно, невольник чей-нибудь.

Ребенок, любящий религию и нравственность, много обещает в возмужалости.

Уважающий родителей — верный слуга Царю и отчизне.

Каждый бедняк может быть богатым, если посвятит юность наукам. Только обогащением познаниями ума, наверно, виожно обогатиться деньгами.

Всякое богатство, даже сказочное, можно прожить скоро.

Дурак, нередко, прикрывает свою глупость блеском золота; но на ум, этот блеск, не делает впечатления.

Тихий характер, нередко, прикрывает злую душу.

Лицемер пролезет и там, где пролезет иголка.

Воинская слава — никогда не остывает.

Истинный литератор — менее всего говорит о своих литературных делах.

Тот, кто чего не знает, только о том и говорит.

Убивают время только те, которые не понимают, как оно драгоценно и невозвратно.

Самый незаметный гость — старость.

Всего легче тратятся — здоровье и деньги.

Кто неучится до гробовой доски, тот с каждым днем глупеет.

Если знающий грамоту не читает хоть день, в умственном отношении он теряет вдвое. Вовсе нечитающий, под старость, сделается себе в тягость.

Кто скучает, у того нет воображения.

Прошедшее — таже книга: ее можно читать с удовольствием, если есть хорошия воспоминания.

Жизненные ошибки, никогда не должно повторять; иначе — они обратятся в пороки.

Употребление вина без рассудка, столь же вредно, как употребление яда.

Владеть собою и своими страстями, могут только одни возвышенные души. Не владеющий собою — не стоит даже сострадания.

Лентяй — часто пробирается на дорогу бедности.

Тот, кто решается просить подаяния, не стоит сострадания, если он не лишен рук и ног, и совершенно здоров.

Между своими, нередко, гениальность не признается по достоинству: чужие ей дают оценку; но смерть, всего вернее, оценяет ум и труд; но не без пропусков времени, иногда даже слишком продолжительном и переходящем ко второму и третьему поколениям…

Жить и не мыслить здраво — все равно что не жить.

Истинная любовь — любовь матери.

Крест и молитва — охрана от всех бед.

Надежда на промысл Божий — великая и верная надежда.

Любить прекрасное может только тот, у кого душа прекрасна.

Постоянный смех — признак здоровья.

Истинно-добрый человек только и думает о том, как-бы кому-нибудь сделать добро.

Привыкать полезно — только к полезному.

Жизнь человека на земле, только пригоуонительная жизнь к вечности. Горе тому, кто живет для одного земного.

Скупость и расточительность — обе пороки.

Средний путь — верный путь.

Без молитвы выходить на улицу — рисковать собою: без Бога и шаг опасен.

Мужчина грубеет без общества образованных женщин.

Кто не служит никому и ничему, тот не достоин ни чьих услуг.

Не награждать заслуги может только тот, кто не стоит награды.

Занимать не-посилам, — все равно что брать, где попало, чужое.

Говор должно всегда сдерживать на вожжах разума: иначе, он понесет.

Прогулка, так-же необходима, как и пища.

Зависть и злость теже болезни.

Страсть к чему бы то нибыло, равна безрассудству.

Если что сделал дурное, спеши исправлением: здесь всякая минута в счету.

Картежная игра для молодости — опасная болезнь.

Невнимание — тоже порок.

Да и нет — самые трудные слова.

Постоянное восторженное состояние,– признак поэзии.

Кто любить поэзию (в наше время большая редкость) и любим ею, тот и в глуши уединения не будет празден, и найдет для себя постоянное и приятнейшее занятие.

Человек никогда не бывает совершенно доволен тем, что у него есть, и всегда стремится к новым приобретениям; а приобретая, забывает приобретенное, и опять стремится к томуже, пока не перешагнет в вечность.

Смерть всегда застает нас на пути к чему-нибудь, что мы еще хотим иметь для земной жизни.

Давая человеку все, чего он только пожелает, это все, еще небудет всем: впереди все еще будет желание, поддерживаемое надеждою.

Старик должен радоваться, видя приближение смерти, потому, что ему предстоит переход в другую, вечную жизнь.

Если бы я сделал что против чести — пусть никто этого незнает — но мне было бы стыдно самого себя,– это святой голос совести, который, как прокурор, ничего неправильного не пропускает.

Если бы мы могли увидеть, так сказать, глазами, будущую жизнь, и, если бы она, — что очень естественно — полюбилась нам,– мы уже не могли бы, конечно, заниматься земною жизнию и думали бы только о небесной.

Заглядывая умом в будущее, каждый мудрец, немедленно, гасит светильник своего ума и сознается в своем ничтожестве.

Несбыточное — творит одна только фантазия.

Воображение так сильно, что может создавать все; но все это будет только одна поэзия.

Ученые люди тяжелы в обществе; но дома — самые добрые люди.

Печатно бранящий всех — не стоит ответа образованных людей.

Не имеющия нравственной цели сочинения — если они не ученые и учебники — не могут называться литературными; и тот, кто пишет пустую болтовню у может и должен называться литературным болтуном.

Если я, занимаясь литературою, расхваливаю недостойное хвалы, то, ясно видно, что на моем рыльце виден пушок, как намекнул о том, слишком-метко, бессмертный баснописец Крылов.

Постоянная со всеми ссора, ясно выказывает дурное сердце и бездушие.

Беспрестанно говорящий: я беден, — непременно богат; и обратно, твердящий о своих богатствах, непременно близок к бедности, или сидит в омуте долгов.

Тучные люди — плохо здоровы.

Худощавость, при здоровье, — признак деятельности.

Густые и вьющиеся волосы — намекают на умственную силу.

Тонкия губы, подходящия под-цвет лица — признак не очень-добродушного человека.

Толстые и алые губы, обещают — физическую силу, веселый и живой характер.

Хорошо спит — только добрый.

Скорая походка, означает нетерпеливость.

Сросшияся брови — признак любви к естественному.

Глаза говорят, иногда, более, нежели рот, и говорят — только одну правду.

После удовольствий света, — всегда, в душе, делается пустота и тоска.

После молитвы — душа наслаждается неизъяснимым спокойствием.

Ленивцы — вечно скучают.

Умеренность — вернейший жизненный элексир.

Смерть страшна — только атеистам.

Утро дня и утро жизни — синонимы.

Вечер и старость — тоже.

Чужое Я, ни сколько не похоже на Я, мое.

Каждая нация имеет свой типический характер. По одному, можно, некоторым образом, судить и о всех.

Физиономия человека, очень часто, говорит о его душе; та же, которая совершенно молчит, положительно утверждает полное молчание.

Наклоненная голова и взгляд из подлобья, обозначают крайнюю степень человечества, близкого к животному: того и гляди, где нибудь да укусит.

Постоянные привычки телодвижения: моргание одним или обоими глазами, сосание воздуха сквозь зубы, втягивание воздуха в нос и проч., обозначают человека слишком ненаблюдательного к себе и живущего сплетнями.

Добросердечный человек радушно хвалит всё, что достойно похвалы и, без ясных доказательств, и то только в видах общей пользы, никогда ничего не порицает.

Завистливый и злонамеренный, напротив, словом и делом, непрестанно старается порицать все, если это все, труд не его лично или его компании; чужой труд, по его понятию, заслуживает порицания уже только за то, что явился в свет. Какое ему дело до того, полезное ли это явление или вредное: оно явилось — и потому должно быть поругано! Этого рода люди достойны полного сострадания, потому, что, подобные их действия, явно доказывают, сколь мало души их проникнуты святою тишиною религии; а как зависть и злонамеренность, есть враги самой религии, то и эти жалкие люди, враждуя против священных её правил, готовят себе страшную будущность. Блажен бессчетно тот, кто, без призвания в помощь имени Божия, не приступает ни к какому делу; а на этом незыблемом основании, все дела, конечно, будут добрые и цель их — общее блого!

Дожить до старости и не читать священных книг, может только зверь в человеческом образе, или безумный, непостигающий засмертной жизни.

Самоубийца, в безумстве заблуждения, исполняет на себе две должности: судьи и палача, и, кроме того, еще здесь, на земле, лишает себя беззаконным судом важнейшего — царствия Божия!!!

Бывать в гостях, хорошо; но несравненно лучше дома даже и тогда, если дома, в многом недостатки.

Кто умеет отказывать себе в прихотях, достоин иметь миллионы, и, рано или поздно, будет значительным капиталистом.

Бедность и леность — синонимы.

Здоровый бедняк,– не стоит пустого ореха.

Истинная бедность, вечно, ищет быть в-тени, и, что-бы отыскать там бедняка, надо уменье и терпенье.

Благотвореньями, очищается душа, как спертый воздух, посредством отверстий.

Лицемерие и лесть такие пороки, для которых, придет время, учредится наказание; а чтобы это отдалить на неопределенно-долгое время, лицемеры и льстецы, исполняют свои отвратительные действия с теми уловками, какия употребляют кошки, при ловле крыс и мышей. Вот уж здесь терпенье, составляет истинно-ослиную добродетель.

В темноте, всякой цвет, кажется чорным. Для невежды — все вздор!

Любовь и дружба, для бездушных, — миф.

Кто непрестанно кричит о пороках, — непременно тонет в их омуте.

Одни добродетельные, — верят добродетели.

Добрый — легче всякого, поддается обману.

Отъявленного плута никто не любит; а между-тем, к удивлению, почти всюду его встретит.

Трудолюбивые человек, не имеет понятия, что такое скука, а праздный, давится в оханьи, от скуки!

Всякое удовольствие, оставляющее потом раскаяние, — есть явное не удовольствие.

Играя в какия-бы-то-нибыло игры, проигрывается — кроме денег и от сиденья, здоровья — самое важное и никогда невозвратное — время!

Ни какая книга, как-бы она не была плоха, но, бывает без дельной, хотя одной, мысли.

Курить и нюхать табак, одно-и-тоже, что, по привычке, от нечего делать, жевать грязь; то и другое одинаково вредно: одно — для дыхательного и нюхательного, органов, а другое — для зубов и органа вкуса.

Знакомиться с встречным и поперечным — может только одна бесхарактерность.

Для невежды — тесен весь Божий мир.

Безнравственному человеку, всякая земля,– родина.

При испорченной нравственности, все люди кажутся — дурными.

Перемена полезна только при явном застое; иначе, пословица говорить правду, что:– от добра, добра не ищут.

Для разумного, нельзя,– не существует. Что сегодня нет, завтра может-быть да.

Постоянная справедливость, — равна славе.

Упорство, — таже болезнь.

Кто работает, у того вместе с платьем, изнашиваются и карманы. К трудолюбивому, деньги сами катятся.

Покажи твое жилище, — я, с уверенностью, скажу кто ты.

По платью еще нельзя определить достоинств человека: — все купаются в болоте моды.

Похвала без разбору, не лучше лести, но хуже попрошайства.

Науки не оканчиваются ни каким дипломом; покуда живем: должно, непременно, продолжать ученье — практическое.

Ни какое украшенье не придает достоинств; но обманывает.

Большая или малая награда, — все награда!

С умом всегда и везде светло; а между тем идти очень трудно не по гладкому пути: того-и-гляди, что зацепишься там, где дурак проскользнет как ни в чем не бывало.

Семьянином быть очень хорошо; а одна голова, удивительно легка.

С терпеньем, непременно, сотрем всякую шероховатость; но когда?– это неизвестно.

Тот, кто молодь, здоров, силен и ничего не делает, очень метко называется бездельником: смысл ясен, как чистая вода.

С глупостью да с деньгами, — целый мир, друзья и родные.

Без денег и родня — чужие.

Слава, если, как уверяют философы, и дым, то дым сладостно-пахучий!

Ничего нет легче одичать — в одиночестве. Чрез год-другой, можно сделаться таким оригиналом, которого можно потом показывать за деньги.

Деньги такой талисман, перед которым ничтожны все выдумки и, даже огромная игра, — говорит нас!

 

НА ВСЯКОЕ ВРЕМЯ ВЪ ДОБРЫЙ ЧАСЪ.
(нѣчто въ родъ фельэтона).
Пл. Смирновскаго.
САНКТПЕТЕРБУРГЪ.
1855.

 

📑 Похожие статьи на сайте
При перепечатке просьба вставлять активные ссылки на ruolden.ru
Copyright oslogic.ru © 2024 . All Rights Reserved.