Федор Сологуб
Афоризмы
1
В наши дни весь род людской делится на две части: блондин и брюнет. Это первый вопрос про человека, о котором вы заговорите в обществе, где его не знают: блондин он или брюнет? Остальное неважно, но на этот вопрос вы должны ответить.
2
Положение непризнанного поэта имеет свою прелесть: живешь в строжайшем инкогнито.
3
Полунагота соблазнительнее наготы. Здесь отношение такое же, как между полузнанием и знанием.
4
Как многие на лоне природы жалеют об удобствах городских квартир!
5
Презирай людей.
6
Людские мнения еще презреннее, чем сами люди.
7
Раскаяние — одно из гнуснейших чувств.
8
Я — объявило себя Богом. Люди захотели забыть этот смысл первой заповеди.
9
В отношении человека к страданиям познается все родство его любви и его ненависти,– ибо муки желанны и ненавистны человеку.
10
Любовь и ненависть имеют общий корень — стремление усвоить себе, то есть уничтожить.
11
Любовь относится к ненависти приблизительно так. как тепло к холоду. Для существа совершеннейшего, чем человек, наша земная любовь была бы ненавистью.
12
Не теряй времени даром,– работай или воруй,– и наконец станешь почтенным человеком.
13
Люди уважают правила нравственности, но презирают тех, кто им строго следует.
14
Люди любят побои,– потому так любят родителей.
15
Современные люди не могут быть нравственными,– да и не должны быть…
16
Часто легче прикрикнуть, чем сказать.
17
Собственники должны были бы заботиться о размножении мошенников и воров,– это смягчало бы социальные неравенства и поддерживало бы современный мещанский строй.
18
Хорошо бы воровать, да очень трудно.
19
Люди любят, чтоб с ними говорили искренно. Лги, да только так, чтоб это выходило искренно и правдиво,– и люди удовлетворятся.
18 июля 1896
20
Чтоб быть успешною, работа должна быть спешною.
21
Люди будут счастливы, когда все дети будут ходить босыми.
22
Люди много знают, но мало могут.
23
Ученые поступают слишком по-простецки, отдавая свои услуги государству: они сами могли бы установить царство гения и науки.
24
Впрочем, профессиональная зависть в профессорах так же сильна, как и в клоунах.
25
Профессорский мозг — седалище науки: она ходит туда испражняться.
26
Чем больше порицают газеты правителей, тем лучше правительство. Если же министрам льстят в печати, то это признак полнейшего порабощения общества.
27
“Чтобы уметь приказывать, умей повиноваться”,– говорили встарь. И это верно: только рабы в душе любят повелевать.
28
Рабы, случалось, были свободны духом; цари — никогда.
25 июля 1896
29
Всего приятнее — сочетание стыда и боли.
30
Воровать труднее, чем работать. Поэтому справедливо, что удачливых воров почитают люди. Ценят здесь их искусство.
31
Человек может быть кумиром толпы,– толпа не должна быть кумиром человека.
32
Чем святее для тебя истина, тем менее говори о ней: люди думают, что их хотят обмануть, и запачкают твою правду своею глупостью.
33
Да будет праздником для тебя — молчание и одиночество.
34
Подчиняйся всему, что установят люди: все это слишком ничтожно, чтобы спорить против этого.
35
Зло всегда будет дорого людям.
36
Прелюбодействуй целомудренно.
37
Люби наготу,– только она прекрасна.
38
Не будь слишком правдив,– а то тебя сочтут лжецом.
39
Приятно человеку слушать хулу на друга его.
31 января 1897
40
В напряжении сил люди любят боль и стыд,– и в этом корень сладострастия.
41
Жены были бы вполне счастливы, если бы мужья нежно их ласкали ночью, и днем иногда больно секли,– конечно, за вины.
42
Несчастием ближнего утучняется наше самолюбие.
43
Вещи удивительны: может быть, их и нет, но они предстоят настойчиво и неотступно.
44
Мужики, барыни и дети — вот три разряда людей, которые толкаются на улице,– один из признаков недостаточного развития.
45
Все в мире хочет, но не все может. Счастие — сочетание хотения и возможности. Поэтому, между прочим, жизнь сама по себе многими почитается счастием.
46
Четыре формы бытия в хотении: 1, хочу и могу — счастие; 2, хочу и не могу — несчастие; 3, не хочу, но могу — томление; 4, не хочу и не могу — спокойствие. Смерть относится к четвертой категории, жизнь — ко всем четырем.
47
Испытание боли дает жизни полноту и значительность; только ничтожные люди не выносят боли.
18 мая 1897
48
Если бы можно было по произволу забывать известные отделы понятий, особенно отвлеченных, не изглаживая уже произведенного ими действия, то восприятия тонко-чувствующего человека были бы удивительными источниками великих Откровений.
49
Сказано,– будьте как дети. Но неужели нельзя сделаться не только подобным ребенку, но и на самом деле отроком? Или увядание кожи беспощадно?
50
Великое средство самовозрождения — жизнь среди людей, которых не знал до того, и с которыми после никогда не сойдешься.
26 декабря 1897
51
Всякое деяние вознаграждено вперед, и всякий труд вперед оплачен. Потому только и действуем, что в нас есть свободная энергия, ищущая исхода.
52
В этом объяснение богатства и гнусность его: ибо работодатели сперва берут работу — даром,– а потом платят, что и дает силу для следующих работ. Первая доля их чистый барыш, а последняя заработная плата есть возврат части: переборов и процентов; выходит, что капиталист вечно в долгу перед работником.
53
Можно ли не завидовать? Ведь никто из счастливых не заслуживает счастия.
54
Не раздражайся, говоря с людьми. Воистину, быть с людьми есть подвиг и труд,– итак, на разговор с ними смотри как на долг, который следует выполнять как можно лучше.
55
Истинно, что трудно быть с людьми: умные из них срывают с тебя маску, а глупые осмеивают ее. А без маски показаться людям,– все будут презирать как простого и глупого.
56
Для толпы вещи ценнее людей: уважают того, кто имеет или делает вещи; презирают того, кто не имеет вещей; ненавидят отнимающего или ворующего вещи; убийц охотнее прощают, чем воров; конокрадов убивают.
27 декабря 1897
57
Кто сказал: “Сотворим человека по нашему подобию”? Бог Сатане, или Сатана Богу?
14 августа 1899
58
Сатана — четвертое лицо Божества, или второе?
59
Черная месса служится на голом и живом теле, святая месса — на одетом престоле,– но что есть храм Бога живого? И какая же месса Угоднее Несказанному? И не обнаженное ли тело Его принесено в первую литургийную жертву?
60
Воистину, Он близок Сатане, и недаром беседовал с ним в пустыне.
61
Бог творит закон, Сатана — случаи.
6 декабря 1899
62
Я не знаю,– и кто это знает? — Сатана ли искушал Христа в пустыне, или Христос Сатану.
15 марта 1900
63
Людей на земле слишком много; давно пора истребить лишнюю ~:–сволочь.
64
Мир непрерывен; все разделенное — разделено произвольно.
65
Действия нашего сознания есть только действия упрощения того ч неопределенного вещества, которое предстоит сознанию. 25 июня 1900
66
Одной жизни для одного человека, конечно, мало; нужна хотя бы опостенная другая. Святая ложь, блаженный обман,– какже могли бы мы обойтись без ваших благодеяний!
5 сентября 1901
67
Сладостнейшее из вожделений — вожделение смерти. Это не есть бегство от жизни через самоубийство, признак большой слабости. Вожделение смерти — сопутно силе, и является в высшем напряжении жизни. Оно движет поступками возвышенными и опасными.
68
Своя смерть благоуханна,– чужая зловонна. Своя — невеста, чужая — Яга.
69
Блаженны нарушающие закон.
70
Слова возрастают в своем значении. Грядет Слово — царить, судя.
71
Нагое тело свято; одетое — грязно. Ибо одежда — покров для грязи.
72
Знаешь ли ты, что Творение — выше Творца?
73
Евхаристия односторонне служится. Вкушается кровь и Плоть, но не ломается и не проливается. Истинная литургия — бичеванием пролитая кровь, приобщение к страданию. Истинное же отпущение грехов — едино,– это Смерть.
74
Надо страдать,– для души, для детей, для счастья, для здоровья. Предки были мудры, когда секли детей. Ибо надо страдать.
9 июля 1902
75
Быть вдвоем — быть рабом.
76
Многолюдство, конечно, отвратительно; но оно имеет ту хорошую сторону, что освобождает от рабства быть вдвоем.
77
Неистощимая тема — о себе.
78
Великие мировые бедствия утомляют маленьких людишек.
79
Сделать самое гнусное — и спастись,– вот одно из величайших наслаждений.
80
Обряды спасают от тоски.
11 июля 1902
81
Претворение ценностей в идеи — вечная земная Евхаристия.
82
Пища, вырастающая из земли, питала любовь нашу к земле. Но вот мы делаем пищу в лабораториях,– какое удобство, и какое равнодушие!
83
Все, что не взросло, то и мертво.
15 июля 1902
84
Кто хочет свободы, тот не идет к друзьям.
12 февраля 1903
85
Быть, не быть — все равно; ценно — хотеть.
86
Мир Бытия упраздняется миром Воли.
87
Самоубийство и любовь — мосты от Бытия к Воле. Не единственные.
88
Царствуют мертвые.
5 июля 1904
89
Тишина — рабыня. Молчание — царица. Людишки соблюдают тишину. Скованный царь молчит.
90
Интимное стало всемирным.
11 сентября 1906