📑 Иммануил Кант о государстве, политике и праве

   

  • Дело в том, что государство не есть собственность [patrimonium] (как, например, земля, на которой оно расположено). Оно — сообщество людей, повелевать и распоряжаться которыми не должен никто, кроме него самого.
  • Республиканское устройство — единственное, вполне соответствующее праву людей устройство, но установить, а тем более сохранить его до такой степени трудно, что, по мнению многих, оно должно было бы быть государством ангелов, так как люди со своими эгоистическими склонностями не способны к столь возвышенному по форме устройству.
  • Проблема создания государства… состоит в следующем: «Так организовать массу разумных существ, нуждающихся в совокупности в целях своего сохранения в общих законах, но желающих каждый в отдельности втайне уклониться от них; и так обустроить их уклад, чтобы, несмотря на столкновение их личных интересов, они настолько сдерживали бы друг друга, что в их публичном поведении результат был таким же, как если бы они вовсе не имели подобных недобрых побуждений».
  • Потеря свободы и единоличная власть повелителя представляют собой большое несчастье, но это приводит к упорядоченной системе; более того, при такой власти действительно больше порядка, хотя и меньше счастья, чем в свободных государствах.
  • При всеобщей роскоши жалуются на божественное правление и правление королей. Но не думают о следующем: 1) что касается второго, то ведь то же честолюбие и та же неумеренность, которые властвуют над гражданами, и на троне не могут принять иной вид, как тот, который есть; 2) что такие граждане и не могут быть иначе управляемы. Подданный хочет, чтобы властитель преодолел свою склонность к тщеславию ради содействия благу своей страны, но не думает о том, что это требование к нему с таким же правом может быть предъявлено и к ниже стоящим. Прежде всего, будьте сами мудры, справедливы и умеренны; тогда эти добродетели скоро достигнут и трона и сделают добрым также и государя.
  • Я могу, конечно, представить себе морального политика, то есть такого, который так относится к принципам политики, что они совместимы с моралью, но не могу представить себе политического моралиста, который строит свою мораль так, как того пожелают интересы государственных мужей.
  • То, что короли философствуют или философы могут стать королями — этого не следует ожидать и даже не следует желать, потому что обладание властью неизбежно извращает свободное суждение разума.
  • То, что великие люди только издалека создают впечатление блеска и что государь всегда многое теряет в глазах своего камердинера, объясняется тем, что ни один человек не велик.
  • …Право — это совокупность условий, при которых произвол одного [лица] совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы.
  • Итак, всеобщий правовой закон гласит: поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразно с всеобщим законом…
  • Право есть ограничение свободы каждого условием совместимости ее со свободой всех других, насколько это позволяет всеобщий закон; а публичное право есть совокупность внешних законов, которые делают возможным такое полное согласие.
При перепечатке просьба вставлять активные ссылки на ruolden.ru
Copyright oslogic.ru © 2024 . All Rights Reserved.